Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Основные принципы дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГО ДО включает в себя требования:
- к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
- к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
- к результатам освоени образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержание образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно - эстетическое развитие;
5) физическое развитие
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенчиском возрасте;
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.